вторник, 13 января 2015 г.

Cон четвёртый. Дом забытых времён

сон 4
Дом забытых времён
Дом, который мне снится, наверное можно отыскать в любом городе, в старинной его части. Это ветхие дома с почерневшими от времени стёклами крохотных окон, с обсыпающимися стенами, с низкими крышами. Они могут быть или деревянными, или каменными и они могут быть заброшенными, а могут быть заселёнными, но все они непременно «говорящие». Мимо такого дома нельзя просто пройти, не остановившись или, хотя бы, не окинув его беглым взглядом, потому что есть в старине таких домов нечто притягательное, волнующее, не понятное...
Призрачный дом из моего сна в два этажа ростом. Он был выложен добротным красным кирпичом и заделан штукатуркой, которая от времени почти вся по отваливалась. На голове здания лежит замшелый и потрескавшийся шифер. Окна второго этажа все наглухо заколочены так, что кажется, будто здание-призрак надело на все свои верхние окошечные глаза забавные деревянные шоры, как-бы прячась от дневного света. Зато нижние окна дома, вросшие в асфальт, подозрительно поглядывают на Божий мир и даже иногда поблёскивают сквозь ржавые прутья решёток своими матовыми от пыли стёклами.
У моего старинного дома два узеньких подъезда с задней стороны. Один из подъездов, тот что ближе к проулку, имеет железную, запертую на два больших навесных замка и недавно выкрашенную в зеленовато-голубой цвет, дверь. На ржавых скрипучих петлях дальнего подъезда, чей бетонный козырёк-огрызок прячется под большой черёмуховой веткой, едва висит-держится старая-престарая деревянная дверь — почерневшая, растрескавшаяся и вся в чёрных щелях. Эта дверь никогда не закрывается. Всегда оттопыренная, она при малейшем дуновении ветерка, по временам заглядывающего сюда без всякого повода, болтается из стороны в сторону и протяжно скрипит, распугивая бродячих собак и кошек.
Приходя сюда, я люблю задержаться перед этой дверью и наблюдать за ней, слушая её голос. Потом, едва проникнув внутрь, я не без труда как-бы втаскиваю эту дверь в подъезд, осторожно облокачиваю её на стену за косяком и она замолкает, прислушивается, приглядывается и ждёт. Ждёт того, что будет дальше? А дальше я поднимаюсь по шести полуразрушенным ступенькам и попадаю на небольшую лестничную клетку первого этажа, с которой, помимо лестницы наверх, расходятся три тесных коридорчика - налево, прямо и направо. Я заворачиваю направо и спускаюсь вниз. Ступенек в правом отростке подъезда немного, всего четыре, но они удивительным образом становятся очень долгими, а тесные стены образуют очень длинный коридор, едва подсвеченный маленькой лампочкой времён моего прадедушки. Эти четыре ступеньки я пробегаю не быстро, замечая, что с каждым моим шагом внутренность подъезда обновляется прямо у меня на глазах! Выцветшая и облупленная краска нарастает и свежеет. Отвалившаяся штукатурка заделывается сама собой и отбеливается удивительно белой известью. А узенькая деревянная дверь, перед которой я оказываюсь вплотную, спустившись на крохотный пятачок с четвёртой узенькой ступеньки, оказывается абсолютно новёхонькой. Вид этой двери напоминает мне плитку молочного шоколада, хотя это странно, потому что она имеет кремовый оттенок и поделена всего на два «аппетитных» квадрата, но именно поэтому эта дверь мне кажется невероятно «вкусной» и притягательной! Дверь не заперта и открывается, едва я только касаюсь её. Открывается она внутрь. Я словно проваливаюсь в задверной мир и сразу же оказываюсь на небольшом выступе, г-образно окаймлённом деревянными перилами на железных тонких и кривых прутьях, утонувших в сером веществе бетонной плиты, заботливо застеленной широкой дорожкой, связанной из цветастых лоскутков разнообразных тряпиц. Задержавшись на мгновение, я беглым взором окидываю помещение. В комнате светло и уютно. Чистый дневной свет, проникающий внутрь из трёх, близко отстоящих друг от друга, окон наполняет комнату, делая её более просторной, чем она есть на самом деле.
У среднего окна стоит небольшой круглый столик, но стоит он не в плотную к окну, а чуть поодаль от него. У самого же окна стоит стул, а на стуле сидит человек. Его лица я не вижу. Приглядевшись, я замечаю, что руки этого человека, который может быть и мужчиной, и женщиной, испещрены морщинками и они спокойно лежат на старой, пожелтевшей от времени, газете. Под газетой красуются ажурные узоры ослепительно-белой, очевидно вязаной крючком, скатерти, покрывающей зелёное сукно старенького, но хорошо сохранившегося стола. Ещё я вижу, что на человеке, сидящем спиной к окну, вязанный свитер приятного серого оттенка и этот свитер вполне могли бы надеть как мужчина, так и женщина. Ещё я замечаю на худощавых плечах молчаливого человека у окна серо-коричневый плед в чёрную клетку, который тоже не мог мне намекнуть, кто же передо мной? Под столом я видела ноги в калошах и всё время силилась определить кто за столом — старая женщина или старый мужчина, к которому я пришла и который ждал меня? С этим беззвучным вопросом я и спустилась в комнату. Я поздоровалась и человек одарил меня улыбкой — доброй, успокаивающей. Оглядев комнату, я остановила свой взор на громоздком старинном комоде, украшенном вязанной салфеткой. На комоде стоял большой чёрный будильник с огромными цифрами на циферблате без стекла. Этот часовой механизм так громко тикал, что по массивным стенкам деревянного комода к самому полу стекала лёгкая дрожь. Помню, я взяла этот объёмный диск измерения времени обеими руками и не без труда оторвала его от комода, едва удерживая — до того он был тяжёлый и громоздкий. Удивительные ощущения наполнили всё моё существо, протекая мощным импульсом через всё тело - от кончиков пальцев в глубину сердечной мышцы. Чудилось, что этот механизм вовсе не будильник, но нечто живое. Почему-то я подумала про сердце. Про сердце этого мира, где я сейчас нахожусь. Этот тикающий предмет излучал тепло и от него исходил импульс жизни. Я чувствовала, что в моих руках не мёртвый механизм, но нечто живое, принявшее понятную мне форму...
В конце концов я перенесла будильник на стол, за которым сидел некто, и, поставив его перед собой, прильнула к нему, вслушиваясь в его мерное тиканье:

-Грустишь? - Звучал голос старинных часов в моём сознании.

-Тоскую, - отвечала я, поглядывая временами на мир за окном, - не хочу возвращаться, - поясняла я своё чувство кому-то, чей голос слышался внутри меня так же явственно, как слышим мы голоса тех, с кем живём и кому небезразличны, - Хочу остаться здесь...

-Не твоё время, - не то тикали часы в ответ, не то отвечал голос того, кто сидел рядом и чьего лица я не видела как бы не старалась.

-Можно погуляю? - Поднявшись, посмотрела я на окно слева с большой форточкой.

-А я могу запретить? - Ответствовал мне добродушный голос.

Я поднялась с несвойственной мне лёгкостью, точно была бестелесна, и словно бабочка про порхала по всей комнатушке, разглядывая её содержимое. Все предметы, находившиеся здесь, были очень старыми, но в очень хорошем состоянии. Все они были мне знакомы и о чём-то напоминали. О чём-то, чего я не помнила, но к чему стремилась каждую минуту своей жизни. Каждый ажурный узор вязанных салфеток и угольников толстобоких подушек виделся мне виточком чьего-то прошлого, как-то связанного со мной. Каждая книжка, растолстевшая от бремени пролетевших над ней времён, была знакома мне в лицо и я наслаждалась осколками памяти о том, как когда-то давно я своею мыслью ходила по их мирам, аккуратно следуя по лабиринтам увлекательных слов. Даже паутинка пыли в дальнем углу комнаты, спрятанная под кроватью, казалась мне колыбелью воспоминаний...

-И всё-таки я пойду! - Задержавшись у стола, решительно сказала я.

-Иди, но обязательно возвращайся! - Тонкие пальцы старческих рук волнительно теребили паутинку вязаной салфетки, - Не задерживайся... Вечереет...

Я ничего не ответила, лишь молча кивнула головой. Потом я завела будильник на без четверти пять и подошла к окну с форточкой, распахнув которую, до пояса высунулась наружу.
Слева я увидела большую водосточную трубу ярко-оранжевого цвета и, глядя на неё, я испытывала какой-то детский восторг. Вспомнились звенящие прозрачные ручейки и деревянные кораблики, плывущие по мостовой. Вспомнились острова-камни между ними, по которым я ступала босыми ногами, догоняя свой кораблик.
Сейчас тут было сухо и немножко пыльно. К ладоням рук налипла серая дорожная пыль, а чуть дальше от окна взад-перёд прохаживались важные господа в шляпах и серых костюмах со своими дамами. Они были абсолютно реальными и одновременно призрачными. До меня доносились их голоса, я с упоением слушала отрывки их разговоров, чётко представляя в своём сознании предмет беседы, в которую мне украдкой посчастливилось вникнуть. Мне нравились одеяния людей, эпоха которых давно миновала. Мне нравились нищие, у которых был свой мир, ещё более богатый и таинственный, чем у тех, кого называли господами и дамами. И странное дело! Я могла как-бы проникать внутрь любого прохожего и воспринимать его действительность его же чувствами! При этом я оставалась сама собой и человек, проницаемый мною, тоже оставался при себе. Я чувствовала боль утраты и радость приобретения, волнение страстного порыва и осознавала тщетность бытия. А потом звенел будильник...
Он звенел так громко, что моё тело словно наливалось свинцом и я с трудом передвигалась. Оказавшись у настежь раскрытой форточки окна, вросшего в мостовую, выложенную булыжниками, я падала в беспамятстве, а когда открывала глаза, то оказывалась в реальности своего времени, в жилище своего мира на своей кровати в кругу своих родных и любимых людей...
12.01.2015г., г.Н.-Ф., ЮНиС

Комментариев нет:

Отправить комментарий